Технические характеристики:
Количество паттернов - 16
Количество позиций - 64
Количество инструментов - 16
Количество нот в паттернах - 64
Количество свободной памяти - 27.5 Кбайт
Диапазон изменения темпа - 1...16
Диапазон изменения октав - 1...6
В принципе средние характеристики. Несколько удручает малый
объем свободной памяти (пожалуй, даже сильно удручает)... Но об
ратите внимание на диапазон изменения октав! Причем, в предлагаемом редакторе номера октав соответствуют стандартам IBM, что
автоматически исключает путаницу при конвертировании музыки с
вышеназванных машин.
Редактор работает только на машинах с не менее 128k памяти.
Но (!) музоны, написанные в SAMPLE TRACKER, будут играть на машинах с любым объемом памяти при наличии на ней соответствующего
выходного устройства.
Выходные устройства:
Музыкальный сопроцессор (AY8910/12)
Звуковой динамик (BEEPER)
Одноканальный ЦАП (LPT COVOX)
Двухканальный ЦАП (PROFI COVOX)
Четырехканальный ЦАП (SOUND DRIVE)
Пожалуй, это самая приятная особенность редактора. Собственно говоря, именно благодаря ей SAMPLE TRACKER имеет право на
жизнь. Несмотря ни на что. Ни на маленькую память, ни на относительно небольшие сервисные возможности (как редактора). Остановимся на этом подробнее.
AY 8910/12
Ну этим сейчас мало кого удивишь. Хотя стоит заметить, что
плейер, примененный здесь, дает наилучшее качество звучания по
причине отсутствия необходимости переключать страницы памяти и
благодаря оптимальному строению (плейер, конечно, мой... Замечу,
что преобразование 8-ми битной оцифровки в 4-х битную происходит
в реальном времени).
BEEPER
BEEPER - он и на SPECTRUM'е BEEPER. Качество не ахти какое
(скажем прямо, отвратительное).
LPT COVOX
Каналы суммируются и все это выкидываются в порт #FB. Достаточно неплохое качество звучания...
PROFI COVOX
Сумма каналов A и B выкидывается в порт #5F, а сумма каналов
C и B - в порт #3F. Перед началом проигрывания и после его окончания ЦАП инициализируется путем подачи байта #80 в порт #7F.
Поскольку у меня самого стоит такой COVOX, ничего плохого я про
качество звучания сказать не могу. Я тащусь...
SOUND DRIVE
8-ми битное содержимое канала A целиком и полностью выкидывается в порт #0F, канал B делится пополам и подается одновременно в порты #1F и #4F, а канал C без всяких изменений - в порт
#5F. Инициализируется ЦАП засылкой байта #80 в порты #3F и #7F.
Качество звука (при правильно собранной схеме SOUND DRIVE) практически (канал B все же теряет один бит) не отличается от оригинала.
K сожалению, у меня не хватило ни времени, ни терпения и ни
желания делать какой-нибудь инсталятор, чтобы угодить всевозможным модификациям ковоксов. Тем, у кого порты отличаются от поддерживаемых редактором могу посоветовать лишь писать музыку с
выводом под AY, а затем изменить значения портов в плейере, что
нетрудно сделать даже человеку, совсем немного разбирающемуся в
кодах. Отыскав там вышеперечисленные адреса портов, замените их
на нужные Вам.
Перейдем теперь к описанию работы с собственно редактором.
Управление им осушествляется выбором соответствующих пунктов с
помощью стрелки, перемещаемой клавишами "Q", "A", "O", "P" или
KEMPSTON JOYSTICK'ом (если он включен).
Войти в этот режим редактирования Вы можете, выбрав пункт EDIT
в основном меню. Передвижение по панели осуществляется с помощью
курсорных клавиш. Панель разделена на три канала, каждый канал -
на две области. Левая область - ноты. Выбор соответствующей ноты
происходит при нажатии на стандартные для музыкальных редакторов
клавиши:
Z -//- C
S -//- C#
X -//- D
D -//- D#
C -//- E
V -//- F
G -//- F#
B -//- G
H -//- G#
N -//- A
J -//- A#
M -//- B
R пауза
ENTER пропуск
и индицируется на экране вместе со звуком. Октавы меняются в
этой же области нажатием клавиш 1...6 и индицируются в основном
меню справа от надписи OCTAVE
Правая область служит для выбора и индикации текущего инструмента. Если курсор находится в этой области, нажатие клавиш от
1 до F делает соответствующий инструмент текущим и контролируется проигрыванием сэмпла. Выход из режима редактирования происходит при выборе пункта STOP
Соответствие позиций и паттернов осуществляется в находящихся в левом верхнем углу пунктах POSITION и PATTERN
Длина мелодии в позициях выбирается в пункте LENGTH
Пункт главного меню MOVE BLOCK осуществляет копирование блока, границы которого задаются в пунктах FROM PATTERN, TO PATTERN, FROM CHANNEL, TO CHANNEL
и требует потверждения.
С редактированием, вроде, разобрались. Перейдем к остальным
функциям.
PLAY
Самая главная функция! Проигрывает мелодию с текущей позиции
до конца. Скорость проигрывания меняется курсорными клавишами
"влево" и "вправо" и индицируется в пункте SPEED
Текущую позицию Вы можете установить в пункте POSITION в левом верхнем углу. Повыше пункта PLAY находится пункт PATTERN
проигрывающий только текущий паттерн, выбор которого (как для
проигрывания так и для редактирования) осуществляется с помощью
двух стрелок на правой стороне экрана.
Куда, собственно, выводить звук, устанавливается в пункте OUT
Остановка проигрывания происходит при нажатии на любую клавишу.
Пункт меню SONGNAME позволяет назвать созданную Вами (или чужую...) мелодию понравившимся именем из восьми букв.
А пункт SAMPLENAME позволяет поменять имя любого инструмента.
Есть еще один интересный пунктик EXT
Появляется дополнительное меню, где Вы можете включить или, наоборот, выключить KEMPSTON JOYSTICK, записать готовую к использованию мелодию на диск, прочитать HELP (чем Вы, собственно, сейчас и занимаетесь), сбросить компьютер...
В этом описании я не буду подробно останавливаться на функциях CLEAR и сразу перейду к операциям с диском.
В этом редакторе Вы можете отдельно загрузить каждый инструмент, пользуясь пунктом LOAD SAMPLE
Инструменты, используемые здесь должны быть восьмибитными и
без всяких переделок перенесенными, допустим, с IBM. Расширение
файла должно быть "I". Я думаю, Вы уже догадались, что можно использовать любые инструменты от редакторов INSTRUMENT или
DIGITAL STUDIO.
А чтобы Вам не приходилось каждый раз загружать инструменты
по отдельности, существует пункт LOAD SAMPLES который загружает пакет сэмплов, созданный, в свою очередь, с
помощью функции SAVE SAMPLES
Данная функция создает на диске файл под под именем, введенным в
SONGNAME с расширением "s", содержащий все загруженные ранее инструменты и их имена.
Композиция (без инструментов) загружается функцией LOAD SONG а записывается в пункте SAVE SONG
При этом на диск будет записан файл под именем, введенным в
SONGNAME с расширением "S", содержащий только композицию.
Есть еще две необходимые функции в подменю EXT. Это, во-первых, SAVE PLAYER которая записывает на диск готовый к использованию в других
программах плейер, настроенный на определенное выходное устройство и с соответствующим ему (устройству) именем: "AYPLAYER",
"BEPLAYER", "C1PLAYER", "C2PLAYER" или "C4PLAYER" с расширением
"C". Стартовый адрес плейера #FA00.
И еще в этом подменю существует пункт SAVE MODULE
Он сохраняет файл, содержащий композицию вместе с инструментами
под именем, введенным в пункте SONGNAME с расширением "C" со
стартовым адресом #7260 и длиной, зависящей от количества и емкости сэмплов.
Все операции, связанные с загрузкой, сопровождаются появлением в нижней части экрана (на месте поля редактора) каталога
диска. В каталог включены только файлы с соответствующим расширением, если таковые отсутствуют, выдается сообщение. Передвижение по каталогу осуществляется клавишами "Q", "A", "O", "P" или
KEMSTON JOYSTICK'ом. При этом длина файла индицируется в пункте LENGTH повыше директория.
Нажатие "FIRE" загружает файл, если достаточно памяти. Количество свободной памяти индицируется в пункте FREE в основном меню.
Выход из дискового меню без загрузки осуществляется нажатием
клавиши EXTEND, а смена диска EDIT. При этом, если Вы, после выхода в основное меню, позже снова в него вошли, не меняя диск,
курсор остается на том же файле, на котором был в предыдущий
раз.
Несколько слов о дисковом драйвере, примененном в редакторе.
Драйвер крутой, но капризный... Крутость драйвера проявляется в
том, что все операции происходят в турбо режиме, что значительно
повышает скорость как чтения, так и записи. Логика работы наиболее оптимальна, что исключает ошибки типа "стер одноименный
файл, а записать не сумел" и другие... а также опять таки повышает скорость. Драйвер поддерживает 4 дисковода. Обрабатывает
абсолютно все возможные ошибки системы TR-DOS. Ошибки при считывании и записи сопровождаются надписью "ERROR TRK NN SEC NN...
RIA", появление которой подразумевает нажатие клавиши R, чтобы
попробовать еще раз (или два), нажатие I, если хотите проигнори-
ровать ошибку, или A, чтоб прервать операцию и вывалиться в основное меню. Если при записи драйвер найдет на диске файл с тем
же именем и расширением, появится запрос "FILE EXISTS...
OVERWRITE ?": нажмите Y и будет стерт найденный файл и записан
новый или нажмите N, чтобы прервать операцию. В случае, если Вы
хотите досрочно прервать какую-нибудь операцию с диском, жмите
BREAK, пока не появится сообщение OPERATION INTERRUPTED.
Капризность драйвера проявляется в том, что он вообще отказывается работать с TR-DOS версий меньше 5.03, не гарантируется
надежность записи в случае, если диск отформатирован в TR-DOS
(не занесен номер стороны в заголовок сектора). А также не поддерживает турбо режим считывания и записи в случае, если диск
отформатирован в режиме NORMAL, всегда ставьте FAST! Не знаю
также, как он поведет себя на IBM'овских эмуляторах SPECTRUM'а.
Чтобы исключить неприятности, советую пользоваться SPECTRUM-совместимыми машинами, а диски форматировать в режиме FAST и пользоваться для этой цели программами ADS, DCU, RDS и т.п.
На этом позвольте закончить. С остальными приятными (и, возможно, не очень) особенностями программы Вы ознакомитесь, понажимав на клавиши...
Исходный вариант SAMPLE TRACKER'а был предоставлен мне электронным журналом SPECTROFON. Мною была произведена адаптация под
работу в системе TR-DOS, переписан плейер, редактор и значительно расширены возможности. Огромное спасибо Денису Леженко
(L.D.E. SOFTWARE), проводившему бета-тестинг и оказавшему огромную помощь в приведении SAMPLE TRACKER'а в соответствие с общепринятыми стандартами.
Напоследок передаю приветы и наилучшие пожелания всем, с кем
я знаком, отдельно - всей Московской ZXNet и всем компьютерным
изданиям.
Связаться со мной Вы можете по телефону в Москве:
(095) 496-8508,
оставив послание в ZXNet по адресу ZXNet: 095:1641684..4968508
или написав письмо по адресу 123480, Москва, а/я 34, Григорьеву.
Дмитрий (OLDMAN)